«Абсолютные вездеходы». Статья и фото из журнала «За Рулём», № 5, 2003 г.

Главная / Статьи / «Абсолютные вездеходы». Статья и фото из журнала «За Рулём», № 5, 2003 г.
image1-big

Статья и фото из журнала «За Рулем», 5.2003 ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

ПРО ГАИШНИКОВ, СОБАК И ПОДУШКУ
— А трейлер-то где, чтобы аппарат на полигон доставить?
— Зачем нам трейлер — на нём и пойдем.

Поднимая облачко снежной пыли, диковинная машина скользнула меж цехов, обогнула ржавые остовы каких-то индустриальных динозавров; невозмутимый охранник поднял шлагбаум — и мы выплыли на дорогу. «Интересно, а гаишники здесь водятся?» — мелькнуло в голове. Впрочем, за нами им не угнаться — через минуту машина уже неслась по заснеженной равнине озера, огибая примерзших к лункам рыбаков.

Какой-то лохматый клубок с заливистым лаем кинулся вслед. Водитель улыбнулся: «В прошлом году не успел отвернуть и проехал по собаке — так она вскочила, перепуганная, но невредимая, и давай улепетывать».

Впереди показалась дамба — мягкий толчок, мы взлетаем на откос и тут же, как на санках, скатываемся с другой стороны. Снег, торосы, лед, полыньи, кусты, холмы — все нипочем. Такую, почти абсолютную проходимость демонстрирует аппарат на воздушной подушке (АВП). Принцип «летания» прост: мощные вентиляторы нагнетают воздух под плоскую платформу, а мягкая юбка по периметру, препятствуя его выходу, обеспечивает повышенное давление под днищем. В результате аппарат зависает, едва касаясь юбкой поверхности, а воздушный винт создает необходимую для движения горизонтальную тягу. Давление в подушке составляет всего около 0,01 атм — его легко выдерживает самое ненадежное покрытие. У небольших АВП просвет до жесткого корпуса достигает 0,3-0,5 м, что позволяет легко преодолевать достаточно крупные препятствия.

ТО ЛИ КАТЕР, ТО ЛИ «ГАЗ», ТО ЛИ «ТУ»

Тем временем к нам присоединились две машины покрупнее. Эскадра в сборе, можно начинать маневры. Два аппарата — «Хивус-6» ($24 500) и «Хивус-10» ($35 000) похожи, словно братья, что совсем неудивительно: ведь у них один родитель — нижегородская компания «Аэроход». Десятиместная модель лишь на метр длиннее. Компоновкой обитаемой зоны «хивусы» напоминают катер. Угловатая кабина с единственной дверью в передней части — словно рубка, вокруг нее — подобие палубы, по которой можно передвигаться даже на ходу, держась за релинги на крыше.

Конструкция почти авиационная, клепанная из алюминиевых сплавов — легкая, прочная, ремонтопригодная. А вот двигатель вполне автомобильный — впрысковый ЗМЗ-409 (возможна установка дизеля ЗМЗ-514) мощностью 143 л. с. Большая часть этих сил передается зубчатым ремнем на шестилопастный маршевый воздушный винт с фиксированным шагом. Еще два осевых вентилятора приводятся клиновыми ремнями через угловые редукторы от «бэтээра» и требуют примерно по 10 л. с. на создание той самой воздушной подушки. С двигателем сблокировано сцепление: оно разъединяет трансмиссию.

Восьмиместный «Марс-700» ($32 000) тоже нижегородец, производства компании «АКС-Инвест». Его отличает смешанная конструкция — алюминиевый корпус и обтекаемая стеклопластиковая кабина, напоминающая «Газель». Сходство не случайно: ветровое стекло именно от нее. Как, впрочем, и передняя панель, приборная доска и даже «дворники» — «Марс» больше похож на автомобиль. На ходу наружу не выйти, палубы по бокам кабины и релингов здесь нет. Несколько странными кажутся мягкие двери-шторки на «липучках» — пожалуй, зимой салон не прогреть. Говорят, так сделали по требованию заказчика — Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Аппараты на воздушной подушке часто работают вдали от цивилизации, где с «девяносто вторым» бензином могут быть проблемы, а вся техника потребляет солярку. Поэтому на «Марсе» установлены турбодизель ГАЗ-5601, развивающий 110 л. с., и два топливных бака на 440 л, которые обеспечивают запас хода 1200 км. Здесь также есть сцепление, но схему трансмиссии трудно признать оптимальной — вентиляторы, создающие подушку, приводятся во вращение не напрямую, а от ходового винта, который, в свою очередь, соединен с двигателем зубчатым ремнем. Достоинство разве что в отсутствии угловых редукторов (центробежные вентиляторы установлены горизонтально).

Все три аппарата выполнены по «поплавковой» схеме: под бортами корпуса расположены длинные надувные баллоны-скеги, а проем между ними спереди и сзади закрыт мягким ограждением. Баллоны многосекционные и «двухэтажные» — первое делает менее опасным прокол, второе позволяет регулировать давление в нижних секциях в зависимости от подстилающей поверхности. Прочное многослойное покрытие с армированием в нижней части весьма износостойкое. При преодолении на скорости крупных неровностей скеги смягчают удар, не позволяя корпусу контактировать с поверхностью.

ОТ ВИНТА!

Именно так все выглядит в теории, но до чего же чешутся руки проверить ее на практике! Устраиваюсь за штурвалом «Хивуса-6» и двигаю вперед ручку управления двигателем — бормотание мотора сменилось низким рыком, подпрыгнула стрелка тахометра. Теперь «би-би» для всяких ротозеев и осторожненько отпускаем ручник — на самом деле, это и есть рычаг управления сцеплением. Сзади закрутились винты, по корпусу пошла дрожь. Обороты еще выше, чуть качаю рулем — аппарат, поерзав, приподнимается и плавно устремляется вперёд.

При 3500 об/мин скорость достигает 80 км/ч, разогнаться до максимальных 110 км/ч мне просто негде. Контролировать скорость удобнее всего по приемнику GPS — автомобильный спидометр здесь присоединить не к чему, а авиационный ПВД (приёмник воздушного давления) на столь неавиационных скоростях врёт безбожно. Благодаря малошумным винтам внутри можно разговаривать, не повышая голоса.

Управление аппаратами на воздушной подушке больше всего напоминает езду по льду на заднеприводном автомобиле, да еще на абсолютно лысой резине. Боковых сил никаких — есть лишь тяга винта, а потому поворот можно пройти только веером, нацелившись носом внутрь, и никак иначе. А можно на ходу развернуться задом наперед и тормозить тягой или вовсе запустить аппарат волчком — успевай только считать обороты.

image2-big

Хивус-10 и Хивус-6 - полёт парой.

Хивус-10 и Хивус-6 — полёт парой.

Двигатель ЗМЗ-409 вращает маршевый винт и два нагнетающих вентилятора.

Двигатель ЗМЗ-409 вращает маршевый винт и два нагнетающих вентилятора.

Слева от водителя - управление сцеплением и сектор газа, руль вполне автомобильный.

Слева от водителя — управление сцеплением и сектор газа, руль вполне автомобильный.

Восьмиместный Марс-700.

Восьмиместный Марс-700.

Турбодизель ГАЗ-5601 приводит винт и два центробежных вентилятора.

Турбодизель ГАЗ-5601 приводит винт и два центробежных вентилятора.

Кабина 'Марса' напоминает 'Газель', правая рукоятка на тоннеле - управление горизонтальными рулями.

Кабина ‘Марса’ напоминает ‘Газель’, правая рукоятка на тоннеле — управление горизонтальными рулями.

При общем сходстве все три АВП обладают индивидуальными особенностями. У «Марса» есть горизонтальные рули, которыми его можно отбалансировать в зависимости от загрузки, что в теории должно обеспечить точность управления и минимальный расход топлива. На практике эти плюсы удалось реализовать не полностью: запоздалая, но довольно острая реакция на поворот руля приводит к некоторому рысканию на курсе, а расход топлива достаточно велик. «Марс» достаточно строг в боковом скольжении — при снижении оборотов или на неровностях из-за падения давления в подушке он склонен резко зарываться в снег наружным скегом. Впрочем, этим приемом можно пользоваться для быстрой остановки, главное — не переусердствовать.

У «хивусов» нет горизонтальных рулей, а изменение центровки не влияет на балансировку вследствие некоторой избыточной загрузки кормы, которая всегда чуть скользит по поверхности. Простое решение оказалось эффективным — аппараты маневренны, устойчивы на курсе и экономичны. Режимы бокового скольжения для них вполне безопасны — в том числе благодаря одной особенности, отмеченной патентом на изобретение. Посредине днища у «хивусов» расположен еще один, третий баллон, который делит подушку на левый и правый секторы, а падение давления при повороте в одном из секторов не снижает несущей способности другого. Кроме того, давление в секторах подушки можно мгновенно сбросить через специальные клапаны, обеспечив быстрое «приземление» и торможение.

* * *

Эти три аппарата относятся к категории профессиональных машин и предназначены, в первую очередь, спасателям, пограничникам, геологам, нефтяникам и прочим службам, не выбирающим дороги. В зависимости от условий работы и назначения можно дополнительно установить автономные отопители, двойное остекление, системы подкачки скегов, лебедки, радиостанции, навигационное и другое оборудование. Но есть и более компактные «летающие автомобили» для охотников, рыболовов и прочих экстремалов — о них мы расскажем как-нибудь в другой раз.