«Водоснегоболотосушеход». Статья из журнала «ТЛК».

Главная / Статьи / «Водоснегоболотосушеход». Статья из журнала «ТЛК».

 ВОДОСНЕГОБОЛОТОСУШЕХОД

Автор: Владимир Решетников

Хивусом (поморское слово, обозначающее одну из разновидностей зимнего ветра) это создание назвали довольно метко: при движении на снежном поле он действительно напоминает низко стелющуюся мощную поземку. Катер на воздушной подушке буквально стелется над поверхностью, поднимая настоящую снежную бурю.

   Первый, и пока единственный в республике катер на воздушной подушке появился около двух лет назад. За это время он успел пройти солидное количество километров по местным рекам, озерам и болотам. Несмотря на далеко не новое конструкторское решение, суда на воздушной подушке, особенно в частных руках, для нашей страны по большому счету являются экзотикой. В основном их используют нефтяники, геологи, МЧС и прочие структуры с вполне конкретными целями. Частные лица приобретают такие транспортные средства для экстремального отдыха, рыбалки или охоты. Машина, о которой пойдет речь ниже, изначально покупалась для использования на рыбалке, но со временем нашла более широкое применение: путешествия, короткие вылазки на природу, да и просто всепогодные и всесезонные экстремальные «покатушки» по пересеченной местности.

Юбка как конструкторское решение

По началу весьма затруднительно определить класс агрегата: по твердой поверхности он передвигается практически так же легко, как по воде, разве что не летает. Производитель (нижегородская компания «Аэроход») окрестила детище катером, будем тоже следовать этой терминологии. Есть, однако, у катера этого несколько особенностей, которые позволяют ему замахиваться и на передвижение по традиционно враждебной среде для водного транспорта — по суше.
А дело-то все в «юбке» — без нее никак. Она закрывает водоизмещающий корпус аппарата и скроена так, чтобы ее нижний край был подвернут внутрь. Под такую пластиковую «юбку» подъемные вентиляторы Хивуса нагнетают воздух, заполняющий объем под днищем и приподнимающий катер над поверхностью. Образуется та самая воздушная подушка, которая обеспечивает аппарату потрясающие вездеходные качества. Стравливается воздух в атмосферу через зазор между краем «юбки» и опорной поверхностью — чтобы в такой ситуации машина продолжала «парить», производительность нагнетающих вентиляторов должна быть выше расхода воздуха в результате утечек.
Ничего, в принципе, революционного, но «юбка» скрывает главный секрет Хивуса, который позволяет машине двигаться на удивление собрано. Алюминиевый корпус установлен на три скега (многосекционные надувные баллоны), склеенных из специального высокопрочного пластика виниплана. Два скега расположены вдоль бортов, третий называется килевым, и расположен, соответственно, посередине.
Килевой скег делит пространство «под юбкой» на два сектора, каждый из которых закрыт своим пластиковым «подолом». Спрашивается, к чему такие сложности с двухслойной конструкцией? Именно благодаря этому решению, заимствованному, кстати, у чуть менее «всеповерхностной», но тоже весьма вездеходной, гусеничной техники, водитель имеет возможность быстро сбрасывать давление в одной из секций. Машина при этом словно приседает на спущенный борт, что заметно облегчает разворот на месте. Управление этим процессом происходит более чем просто — с помощью педалей водитель манипулирует специальной дренажной заслонкой.
Сами скеги тоже с «изюминкой»: каждый пневмобаллон разделен герметичной продольной перегородкой на две части и в поперечном сечении напоминает восьмерку. Верхняя полость находится под постоянным давлением и выполняет практически ту же роль, что и борт всем знакомой надувной резиновой лодки — обеспечивает запас положительной плавучести на воде, гасит удары и служит упругим ограждением. Величина давления в нижней части регулируется с учетом условий движений: на гладких поверхностях (лед или укатанный снег) и при довольно высоких скоростях нижнюю секцию накачивают по максимуму, увеличивая дорожный просвет и превращая опорную часть скегов в подобие надувных лыж. Вот тут-то Хивусу и предоставляется возможность продемонстрировать свои скоростные качества во всей красе. На рыхлом глубоком снегу давление в скегах сбрасывается и таким образом достигается своеобразный эффект «прилипания» к опорной поверхности. Сброс давления помогает даже в тех ситуациях, когда судно просто не может сдвинуться с места.

Не авто

Никто не сомневается, что Хивус — техника весьма специфическая и привычных водительских навыков для управления этим агрегатом явно не достаточно. При покупке амфибии новоиспеченный обладатель обеспечивается двухдневным «ликбезом», в ходе которого профессиональный инструктор наглядно демонстрирует общие принципы управления катером. Первое, с чем приходится столкнуться — своеобразие тормозного процесса. Вот уж действительно, тормоза придумали трусы, а поскольку трусы в экстремальных условиях не путешествуют, смелым придется привыкать к отсутствию отдельной тормозной педали на Хивусе. Варианта два: либо сбрасываешь газ, либо для экстренной остановки резво разворачиваешься на 180 градусов. При первом варианте просто ждем, когда катер пройдет заявленный тормозной путь, величина которого зависит исключительно от типа поверхности. Понятно, что дольше всего придется скользить по льду, а наиболее короткий тормозной путь будет на грунте. Курс физики, сила трения — ничего сверхъестественного. Второй способ остановки гораздо более веселый, но требует умения и довольно широкой «проезжей части».
Вообще, управления аппаратами на воздушной подушке, по словам специалистов, напоминает езду по льду на заднеприводном автомобиле с лысой резиной. Боковые силы отсутствуют в принципе, есть только тяга винта, что и определяет технику маневрирования. Поворот, к примеру, можно пройти только веером, нацелившись носом внутрь, про торможение разворотом задом наперед уже упоминали. Вот только в отличие от автомобиля Хивус обладает значительно большим запасом прочности — при движении по руслу реки с хорошей скоростью случайный вылет на повороте на берег не принесет ничего, кроме дозы положительных эмоций и адреналина. Смена опорной поверхностью, ничего больше.
Еще один нюанс — отсутствие спидометра. Его просто нет и все, а скорость приходится измерять по GPS-приемнику. Максимальную скорость в 110 км/ч развить вполне реально. Вообще, привыкание к Хивусу проходит довольно быстро — главное «почувствовать корабль», а потом останется лишь оттачивать мастерство в походах «туда, куда Макар телят не гонял».

Свободное плавание

Путь в «порт приписки» оказался весьма забавным: сотрудники ГИББД на трассе, увидев черный тонированный Land Cruiser, лихо тянущий за собой на прицепе какой-то футуристического вида агрегат камуфляжного окраса, вытягивались в струнку и отдавали честь. Видимо, принимали за очередную секретную операцию спецслужб.
По прибытии Хивус сразу же подвергся всевозможным испытаниям на прочность и «стойкость характера», которые, надо сказать, он с честью выдержал. Ледяные торосы, разнообразные поверхности, скаты крутизной вплоть до 45 градусов, — все это, оказалось по зубам амфибии. Не менее интересной была реакция окружающих — иной раз невозможно было нормально устроиться на месте для рыбалки (собственно, для этого Хивус и был приобретен), как тут же на горизонте нарисовывались желающие посмотреть на «чудо техники», а заодно и пообщаться с владельцами. Показательна в этом смысле была реакция любителей подледного лова: когда мимо них (а однажды и над ними) проносился катер, все как один поднимали вверх большой палец.
Сам процесс рыбалки тоже изменился. Поход к местам ловли на Хивусе отнимает гораздо меньше сил и времени, к тому же добавьте сюда практически полную свободу передвижения и выбора мест стоянки — «припарковался» и, выражаясь словами классика, готов и стол и дом. Катер обеспечивает вполне приемлемый уровень комфорта и позволяет философски относиться к внешним погодным и климатическим условиям. В зависимости от пожеланий заказчика возможны разные варианты исполнения интерьера салона, а также различные типы двигателей. Предусмотрена установка следующих двигателей: карбюраторного ЗМЗ 4063.10, мощностью 110 л.с.; инжекторного ЗМЗ 409, мощностью 143 л.с.; дизельного Steyer ГАЗ 5601 мощьностью 110 или 140 л.с. В последнее время появилась возможность установки движка от Toyota — естественно, такое предложение сказывается, прежде всего, на цене (увеличивается практически на 30-40%), но это как раз тот случай, когда платишь за качество. Хотя, за два года эксплуатации отечественный двигатель неприятных сюрпризов не преподносил.
Единственная серьезная модернизация, которой подвергся катер — бензонасос был вынесен из кожуха с двигателем, дабы улучшить процесс охлаждения. Все-таки Хивус создавался для погодных условий несколько более прохладных, нежели местное лето. Когда температура воздуха достигает тридцати, а то и сорока градусов на солнце. Бензин при этом превращается в пар, и двигатель начинает глохнуть. С выносом бензонасоса за пределы кожуха эта проблема отпала сама собой. Приятно, что на заводе оперативно и с пониманием отреагировали на эту доработку. Вообще, производители заслуживают только добрых слов: при поломке подшипников на вентиляторе, нагнетающем воздух под «юбку», нужные детали были высланы буквально в течение трех дней.