«Монастырь открывается миру». Статья и фото из «АиФ СПб» №14 (503) за апрель 2003 г.

Главная / Статьи / «Монастырь открывается миру». Статья и фото из «АиФ СПб» №14 (503) за апрель 2003 г.

Монастырь открывается миру

Ощутить все прелести нормальной связи могут лишь те, кто прежде был ее лишен. Поэтому с такой радостью встретили монахи известие о вводе в Сортавале новой цифровой системы коммутации «Квант-Е». Ее открытие и освящение стало настоящим праздником для Валаама, для жителей Сортавалы и ее окрестностей. Кроме устойчивой голосовой связи по телефону и быстрого Интернета, на Валааме теперь возможна и видеосвязь.

— Это событие не только мирское, но и духовное, — подчеркнул игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), окропив святой водой шкафы с электронной начинкой. – Наш остров удален от мира, но благодаря новой станции не будет теперь отдален от него. Современные средства связи необходимы нам, чтобы оказывать духовную помощь всем нуждающимся…

На борту «наземного вертолета»

Радостные лица, теплые поздравления – все это было, но позже. До Сортавалы еще нужно добраться. Выручил «аэроход», неделю назад подаренный монастырю. Вместе с отцом игуменом наш корреспондент отправился на Валаам, чтобы первым из журналистов опробовать не только новый вид транспорта, но и современную связь на острове.

В этот час ангел на Александровской колонне в Петербурге освобождался от лесов. А в Приозерске на льду Ладоги мы грузились на «аэроход» «Хивус-10» — судно на воздушной подушке, которое монахи окрестили «Благовестником» (те есть ангелом)… Но сзади не крылья – вращающиеся метровые лопасти винта. «Аэроход» плавно выезжает на ледяные просторы. При выходе из бухты встретилась озерная гладь, метров двадцать. Не снижая скорости, мы прошли по воде так же легко, как и по льду. Воздушная подушка позволяет «Благовестнику» идти по болоту, снегу, песку.

— Как изменилась жизнь монастыря, когда появился «аэроход»?

Самая большая проблема на Валааме – сообщение с материком. И если летом мы переправляемся на кораблях, то зимой попасть на материк – дело рискованное, — объяснил мне отец игумен. – В этом году лед на Ладоге более полуметра. На грузовиках возим даже кирпичи для реставрации. Но были случаи: две машины Валаамские под лед ушли. Слава Богу, обошлось без жертв… За 10 лет, что я на Валааме, лишь три зимы было, когда можно ездить. А чаще шуга – каша из льда, снега, воды – и не проплыть, и не проехать. Даже вертолет порой не может лететь, из-за тумана. И Валаам полностью отрезан от внешнего мира.

Петербургский предприниматель Андрей Харченко (в прошлом моряк) побывал у нас зимой и сразу понял, что «аэроход» — спасение для нас. Неделю назад он подарил «Благовестник». Мы только-только начали его осваивать.

Отец игумен внимательно следит — хотел сказать «за дорогой», но дороги нет, мы едем по льду напрямик. Перед монахом о. Варнавой (Колодкиным) – компьютерный экран, на котором высвечена карта Ладоги (данные поступают со спутника) и медленным червячком вычерчивается наш путь. Крупные ледяные торосы мы объезжаем, а мелкие снежные неровности «Благовестник» преодолевает легко, плавно…

«А что, побыстрее нельзя? Какая сейчас скорость?» — спрашивает отец игумен. Монах переключает экран, там появляются цифры: около 40 узлов, т.е. 75 км/час.

— До Приозерска корабль идет 3,5 часа! А мы прошлый раз доехали минут за 45. Но тогда лед был как зеркало, а сегодня наст – объясняет о. Панкратий.

— Эта машина как вертолет, только не такой мощный. Чтобы подняться над землей, и воздух нужно ограничить «Юбкой», чтобы не разбегался… Воздушная подушка поднимает судно, и мы движемся. Но торосы нарушают подушку. Ему нужна более или менее ровная поверхность – до полуметра.

Но вот уже и первый храм на маленьком островке – Никольский скит. Мы въезжаем в Монастырскую бухту. Вверху, на скалах, высится Валаамский монастырь, видны колокольни и купола Преображенского собора. Смотрю на часы: от Приозерска до острова мы дошли за 55 минут. Быстрее – только вертолет.

Евгений Голубев
Валаам-Сортавала-Санкт-Петербург
АиФ СПб № 14(503) апрель 2003 г.