“Не взлетим, так поплаваем!” Статья из журнала “Авторевю”, № 5 за 2004 г.

Home / Articles / “Не взлетим, так поплаваем!” Статья из журнала “Авторевю”, № 5 за 2004 г.

Полный текст статьи с фотографиями можно посмотреть здесь

Константин СОРОКИН
Фото Марка Кожуры

Когда из снежной пелены «выстрелил» ядовито-желтый свет фар, я рефлекторно попятился назад — с неопознанными объектами, да еще в условиях нулевой видимости, шутки плохи. Через несколько секунд послышался характерный гул воздушного винта и в плотном снежном заряде возникли смазанные очертания чего-то. Разворот «веером», плавная посадка на лед… НЛО? Нет, СВП! Судно на воздушной подушке.

ВЕТЕР ПОД ЮБКОЙ

Словом «хивус» поморы называют снежную бурю в виде низко стелющейся поземки. Жители Сибири — сильный мороз с постоянно дующим ветром. Специалисты нижегородской фирмы Аэроход присвоили это имя судну на воздушной подушке. Аналогия удачная: «дует» Хивус действительно неслабо, причем, точь-в-точь как ветер у поморов, — низко, над поверхностью земли. Пятьдесят километров в час, шестьдесят, семьдесят… Сидя в теплом салоне и наблюдая за действиями пилота, вспоминаю свои приключения на борту летающего катера Соболь (см. АР № 7, 1995 и № 21, 1998). Вот это был экстрим! Пребывая после тех тестов в состоянии тяжелейшей адреналиновой интоксикации, я развлекал байками про «летающую тарелку» всех знакомых. А тут словно чего-то не хватает: нижегородская амфибия, еле заметно рыская по курсу, утюжит лед замерзшего озера, не заваливается на бок и внушает такое спокойствие, что, расслабившись, начинаешь искать в шестиместном салоне мини-бар. Вот тут, под откидным столиком, он был бы очень кстати… Или восприятие притупилось, или нижегородцы изобрели какой-то новый тип воздушной подушки. На первой же остановке открываю рубочную дверь, спрыгиваю на лед и, задумчиво вышагивая вокруг Хивуса, начинаю вспоминать теорию.

Принцип движения всех «летающих тарелок» одинаков. Водоизмещающий корпус амфибии закрывается гибкой пластиковой «юбкой», скроенной так, чтобы ее нижний край был подвернут внутрь. Такая «юбка» у Хивуса есть. Есть и подъемные вентиляторы, которые нагнетают под «юбку» воздух. Он заполняет объем под днищем, приподнимает аэромобиль на высоту надувшегося «матраца» и стравливается в атмосферу через зазор между краем «юбки» и опорной поверхностью. Чтобы машина в такой ситуации продолжала «висеть» над землей, производительность нагнетающих вентиляторов должна быть выше расхода воздуха в результате утечек — это тоже известно. Вот маршевый винт, который заставляет «парящий» Хивус двигаться в нужном направлении. За ним установлены воздушные рули самолетного типа, при отклонении которых аэромобиль меняет направление движения. Все как обычно, но едет Хивус все равно по-особенному. Подозрительно собранно едет. Секрет оказался спрятан… Да-да, под «юбкой»!

Главным отличием Хивуса от большинства судов на воздушной подушке является конструкция «ходовой части». Алюминиевый корпус машины установлен на три надувных многосекционных баллона (скега), склеенных из виниплана — специального высокопрочного пластика. Два из них расположены вдоль бортов, третий (килевой) — посередине. Скеги разделяют пространство под брюхом Хивуса на две полости (левую и правую), каждая из которых укутана своим пластиковым «подолом». Для чего нужна сдвоенная схема подушки? В первую очередь, для управляемости и маневренности. Специальная дренажная заслонка, управлять которой водитель может с помощью педалей, позволяет быстро сбрасывать давление в одной из секций, заставляя машину «приседать» на спущенный борт и разворачиваться на месте, — идея заимствована у гусеничной техники. Еще одна хитрость кроется в конструкции самих скегов. Дело в том, что каждый пневмобаллон разделен герметичной продольной перегородкой на две части и в поперечном сечении напоминает восьмерку. Верхний «этаж» скега находится под постоянным давлением и выполняет ту же роль, что и борт надувной резиновой лодки — обеспечивает запас положительной плавучести на воде, гасит удары и служит упругим ограждением. Давление в нижней полости регулируется, причем его величина выбирается исходя из условий движения. На гладких поверхностях (лед, укатанный снег) и при езде с относительно высокими скоростями нижнюю секцию накачивают «по номиналу», увеличивая дорожный просвет и превращая опорную часть скегов в подобие надувных лыж. Там, где необходимы сложные и точные маневры (например, в лесу), нижние «этажи» приспускают. Сброс давления в «лыжах» выручает и в том случае, когда Хивус идет по глубокому рыхлому снегу, песку или просто не может тронуться с места из-за вывешивания корпуса — опустив судно на верхнюю секцию баллонов, водитель добивается лучшего «прилипания» «юбки» к опорной поверхности, и амфибия гарантированно «встает на подушку».

Воздушный руль, дренажные заслонки, надувные «лыжи» — мозги набекрень! А вы как думали? Будучи машиной специального назначения, Хивус требует от своего пилота не только формальной аттестации, но и незаурядных водительских навыков. Несмотря на то, что для легального управления вездеходом на воздушной подушке достаточно получить «корочки» на право вождения маломерных судов, допускать пилота к самостоятельной работе не принято до тех пор, пока новичок не накатает как минимум 100 часов в паре с инструктором — это негласное правило продиктовано статистикой аварий. Для меня сделали исключение.

Сажусь за руль, «ручником» замыкаю муфту сцепления, подаю вперед селектор газа и чувствую, как земля уходит из под ног — «четыреста девятый» заволжский мотор набирает «взлетные» обороты, и Хивус зависает над опорной поверхностью. Увеличиваю подачу топлива… Поехали! Амфибия уверенно набирает ход, и я уже чувствую себя капитаном корабля: под брюхом машины бугристый лед, а мы плывем, словно по тихой водной глади.

Первый вираж. Оп-с! Бунт вестибулярного аппарата. Хивус разворачивает нос в сторону поворота, встает боком и принимается «раскладывать веер» по широченной дуге — в судовождении это, кажется, называется «уходом на циркуляцию». Понять без навыка, что нужно сделать для удержания нужного угла или перехода на меньший радиус вождения, невозможно — обратная связь с «дорогой» отсутствует напрочь. А какой охватил ужас, когда, промахнувшись мимо поворота, я увидел в боковых окнах стремительно приближающееся дерево! Разруливать такую ситуацию «по-автомобильному» бесполезно: у «подушки» совершенно другая «физика» движения. С помощью искусственно вызванного «заноса», например, нельзя погасить скорость, а разворот корпуса вслед за рулем далеко не всегда означает, что машина действительно собралась двигаться в заданном направлении. Поправка на инерцию, поправка на боковой ветер, поправка на время реакции… На собственное разгильдяйство, наконец!

С деревом, слава богу, обошлось. Но урок я получил хороший — и благодаря ему начал нащупывать правильный алгоритм. Видишь, что не «попадаешь» в поворот, — не пытайся «сломать» машину на требуемый угол, а проскочи прямо, развернись и зайди в тот же створ по более пологой траектории. Очень важно научиться маневрировать на опережение и помнить, что двигаясь по льду, снегу или грунту, судно на воздушной подушке не «замыкается» на поверхность, а управляется только с помощью воздушных рулей. Да и тормозов как таковых у «летающей тарелки» нет! При штатном торможении просто сбрасываешь газ: Хивус «приземляется» на скеги и начинает скользить. Величина тормозного пути при этом зависит только от типа поверхности. Самым большим он будет при «посадке» на лед, кратчайшим — на грунте. Экстренная остановка возможна только с помощью разворота на 180 градусов, однако для этого нужно иметь внушительный запас по ширине «проезжей части». Все эти обстоятельства напрочь отбивают желание разгонять «летающую тарелку» до заявленных 90 км/ч — по крайней мере, в незнакомых местах.

ХОД КОНЕМ

Загадка: зеленый, плоский, но не крокодил. Что это? Это — Пегас, катер на воздушной подушке, который выпускает нижегородская фирма Пласт. Хивус и Пегас — машины-антиподы. На фоне утилитарного трудяги Хивуса «крылатый конь» выглядит настоящим пижоном, всем своим видом показывая, что создан он исключительно для того, чтобы производить впечатление на других и любоваться собой. Приплюснутый силуэт, обтекаемая рубка, подъемные двери, гнутый триплекс лобового стекла — удивительно красивая машина! Как рассказали создатели Пегаса, при проработке внешности летающего катера рассматривались два альтернативных дизайн-проекта — «автомобильный» и «авиационный». Предпочтение отдали второму, так что удивляться гармоничности форм не стоит — как известно, некрасивые самолеты не летают. Аккуратно выклеенный пластик, импортные приборы, эталонные стыки между кузовными панелями — «фирменный» вид!

В качестве силового агрегата летающий катер использует четырехцилиндровый австрийский «оппозитник» Rotax мощностью 100 л.с. Через вал с обгонной муфтой он вращает винт с алюминиевыми лопастями, который одновременно наполняет воздухом «юбку» и обеспечивает маршевую тягу. Взгляните на фотографию: в нижней части ограждения винта Пегаса хорошо видна воздухозаборная «нора», через которую в полость подушки нагнетается часть «маршевого» воздуха, — так создается подъемная сила. Пневмобаллонов под днищем Пегаса нет: специалисты фирмы Пласт решили использовать на своей машине классическую схему с гибким ограждением подушки, возложив водоизмещающие функции на герметичный корпус-лодку. Почему? Так проще, технологичнее, а значит, надежнее. Даже если водитель Пегаса распорет «юбку» об острый ледяной торос, у машины останется шанс добраться до места назначения своим ходом — потребуется лишь наскоро заштопать поврежденное место проволокой или веревкой. Плата за такую живучесть — худшая, по сравнению с Хивусом, проходимость и просто аттракционная управляемость.

Вот они, давно забытые ощущения настоящей подушки! Соскользнув с покатого берега на лед, Пегас отрабатывает «право на борт», зависает на месте, басовито «рявкает» Ротаксом и, кокетливо переваливаясь с бока на бок, начинает набирать ход. Вы когда-нибудь ездили на карте по голому льду? Ощущения те же: занос-коррекция, занос-коррекция. Только «поймал прямую», как Пегас снова делает «ход конем», вынуждая гасить рысканья. Тренажер для вестибулярного аппарата из «крылатой лошадки» получился потрясающий, а IQ-тестер — и того лучше: если не сообразишь, что «сбить фазу» нужно аккуратным поисковым рулением «в малых углах», так и будешь всю дорогу размахивать баранкой и накачивать бицепсы. Ощущение полета на Пегасе обострено из-за специфичной низкой посадки — все сюрпризы невольно воспринимаешь именно той частью тела, на которую сейчас меньше всего хочется найти приключений.

Скорость — за семьдесят. От монотонного «полета» по льду теряешь бдительность и, как водится, приходишь в себя только на краю рваной полыньи. Правая нога рефлекторно «лупит» в несуществующий тормоз, внутри все обрывается, а Пегас, чуть потеряв ход, продолжает двигаться дальше…

КОМУ ЭТО НАДО?

Основные заказчики СВП класса Хивус — государственные структуры: подавляющее большинство из 90 построенных машин трудятся в подразделениях МЧС, на спасательных станциях или используются в качестве патрульных машин. Пегасы покупают в основном частные лица и вовсе не для куража. Дело в том, что суда на воздушной подушке — единственные транспортные средства, способные передвигаться по рекам в период ледостава. Не случайно именно они служат самым эффективным средством спасения любителей зимней рыбалки. Мелководье, песчаные отмели, болота, травяной покров… А там, где есть относительно ровная поверхность, катера-амфибии хороши уже тем, что передвигаются значительно быстрее колесных машин, а в эксплуатации обходятся на порядок дешевле вертолетов. Понятие «дешевле», правда, здесь относительное. За утилитарный шестиместный Хивус с двигателем ЗМЗ придется заплатить 760000 рублей. Плюс — доставка к месту эксплуатации. А бензин машина потребляет с «аппетитом» 17 л/ч. Катер Пегас с «фирменным» авиационным дизайном, австрийским мотором и грузоподъемностью 500 кг стоит 930000 рублей. Впрочем, если вам уже осточертел водный мотоцикл, если вас укачивает в личном вертолете, невыносимо трясет за рулем снегохода, а отреставрированный в Германии Bentley то и дело застревает в колее, воздушная подушка может оказаться самым удобным транспортом для рыбалки или охоты. Знаем, плавали. И летали.

Судно на воздушной подушке Хивус-6
Длина, м 6,45
Ширина, м 3,3
Высота, м 2,55
Скорость, км/ч
по воде 50
по снегу 70
Пассажировместимость, чел. 6
Грузоподъемность, кг 500
Мореходность:
максимальная высота волны, м 1,2
боковой ветер, м/с 15
Высота преодолеваемого препятствия, м 0,4
Двигатель ЗМЗ-409
Тип бензиновый, четырехтактный
Мощность, л.с. 129
Расход топлива, л/ч 17
Емкость топливных баков, л 120
Катер на воздушной подушке Пегас
Длина, м 4,93
Ширина, м 2,05
Высота, м 1,50
Скорость, км/ч
по воде 80
по снегу 90
Пассажировместимость, чел. 5
Грузоподъемность, кг 600
Мореходность:
максимальная высота волны, м 0,3
боковой ветер, м/с 10
Высота преодолеваемого препятствия, м 0,2
Двигатель Rotax 912 ULS
Тип бензиновый, четырехтактный
Мощность, л.с. 100
Расход топлива, л/ч 18
Емкость топливных баков, л 80